Стартер — ремонт

В зависимости от возникшей неисправности последовательность и объём ремонтных работ могут быть изменены.

Наиболее часто возникающие неисправности:

1) перегорает обмотка или подгорают контактные болты и контактная пластина в тяговом реле. Для устранения этих неисправностей необходимо заменить тяговое реле. Это можно сделать на автомобиле, не снимая стартер;

2) неисправна обгонная муфта привода. Для устранения этой неисправности необходимо разобрать стартер и заменить привод;

3) изношены щётки стартера. Следует снять стартер, заменить щёточный узел и зачистить коллектор. При замене щёточного узла нет необходимости снимать привод стартера и тяговое реле.

Для выполнения работы потребуются:

– съёмник стопорных колец;

— мультиметр.

Разборка

1. Торцовым ключом на 12 мм отворачиваем гайку крепления наконечника провода к выводу (контактному болту) тягового реле.

2. Снимаем наконечник провода с контактного болта тягового реле.

3. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем две гайки крепления тягового реле.

4. Снимаем тяговое реле со стартера (при этом необходимо отсоединить серьгу сердечника реле от верхнего конца рычага привода).

Проверьте легкость хода сердечника тягового реле. Подсоедините к выводам тягового реле омметр и, утапливая якорь до упора, убедитесь, что замыкаются контактные болты (электрическое сопротивление близко к нулю). Неисправное тяговое реле необходимо заменить.

5. Если чехол штока тягового реле остался в передней крышке, отвёрткой поддеваем…

…и извлекаем его.

6. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем два стяжных болта корпуса стартера.

7. Извлекаем болты из корпуса.

8. Аккуратно отсоединяем статор от передней крышки.

9. Извлекаем из передней крышки привод в сборе с валом, рычагом и планетарным редуктором.

Проверьте состояние привода. Привод должен свободно, без заедания, перемещаться по шлицам вала. Шестерня привода должна свободно проворачиваться только в одном направлении, недопустимы выкрашивание зубьев и сильные забоины на заходной части зубьев. Мелкие дефекты можно устранить алмазным надфилем или абразивным бруском. Необходимо заменить неисправный и сильно изношенный привод (либо стартер в сборе).

10. Извлекаем из корпуса планетарного редуктора опору якоря стартера.

11. Поочерёдно вынимаем три планетарные шестерни редуктора.

12. Молотком через головку или рожковый ключ на 12 мм сбиваем кольцо ограничителя хода привода стартера.

13. Поддев шлицевыми отвёртками, извлекаем из проточки вала стопорное кольцо ограничителя хода привода и снимаем с вала стопорное кольцо.

14. Снимаем ограничительное кольцо.

15. Снимаем с вала привод.

16. Съёмником снимаем стопорное кольцо.

17. Снимаем с вала шайбу.

18. Вынимаем вал привода из корпуса планетарного редуктора.

19. Извлекаем из корпуса внешнюю шестерню планетарного редуктора.

20. Промываем снятые детали в керосине или уайт-спирите, протираем ветошью и осматриваем.

Проверьте состояние планетарного редуктора. На зубьях шестерен редуктора не должно быть сколов, задиров, следов коррозии и других повреждений. Необходимо заменить неисправные детали редуктора (либо привод или стартер в сборе).

При замене только привода дальнейшие работы по разборке стартера можно не производить.

21. Снимаем заднюю крышку стартера со статора.

22. Преодолевая усилие магнитов, вынимаем якорь из статора. Визуально проверяем коллектор и обмотку якоря. Штангенциркулем измеряем диаметр коллектора. Мультиметром в режиме омметра убеждаемся в отсутствии короткого замыкания обмотки якоря на корпус.

23. Последовательно подсоединяя щупы мультиметра к двум соседним выводам коллектора (в режиме омметра), убеждаемся в отсутствии обрыва в обмотке и в надёжном соединении проводов обмотки с коллектором.

Места ненадёжного соединения, обмотки с коллектором, как правило, можно определить визуально по нагару, вызванному искрением. Следы обугливания на обмотке якоря и короткое замыкание обмотки на корпус недопустимы. Минимально допустимый диаметр коллектора после шлифовки — 27 мм. Неисправный якорь (или стартер в сборе) необходимо заменить.

24. Загрязнённый коллектор зачищаем мелкозернистой наждачной бумагой, зажав вал якоря через полоску плотной бумаги в патрон электродрели. Промываем якорь водой с моющим средством для удаления грязи, угольной пыли и остатков абразива и тщательно протираем чистой ветошью насухо, обдуваем сжатым воздухом от шинного насоса.

25. Поочерёдно нажимая на щётки, убеждаемся в их подвижности. Визуально проверяем состояние обмотки статора и щёток.

Щётки должны перемещаться свободно, без заедания. Обугливание обмотки статора свидетельствует о нарушении изоляции проводов — возможно межвитковое замыкание. Статор (или стартер в сборе следует заменить). Щётки с рытвинами и сколами на поверхности, трещинами и другими механическими повреждениями, а также с оторванными жгутами проводов необходимо заменить. При обнаружении сломанных пружин щеток (одной или нескольких) необходимо заменить щёточный узел. Поскольку соединение статора и щёточного узла сделано неразъёмным, целесообразно заменить статор в сборе или стартер.

26. Подсоединяем щупы мультиметра к щёткам, соединенным с выводами обмотки (щётки эти изолированы от корпуса щёточного узла) и в режиме омметра проверяем обмотку катушек статора на обрыв.

27. Подсоединив щуп мультиметра к корпусу статора, а другой к щётке, соединённой с выводом катушки, проверяем её обмотку на отсутствие замыкания на «массу».

28. Аналогично убеждаемся в надёжном соединении двух других щеток (не изолированных от корпуса щёточного узла) с «массой».

29. Поддев шлицевой отвёрткой, отводим пружину щётки…

…и плоскогубцами с тонкими губками извлекаем щётку из щёткодержателя.

30. Штангенциркулем измеряем высоту щетки.

31. Аналогично измеряем высоту трёх других щеток.

Если высота щётки менее 9,0 мм, её следует заменить. Если износ щёток неравномерный, но близок к предельно допустимому, следует заменить щётки комплектом. Поскольку соединение статора и щёточного узла сделано неразъёмным, целесообразно заменить статор в сборе.

32. Заменяем изношенные щетки и щетки, имеющие механические повреждения.

Сборка

Собираем стартер в последовательности, обратной разборке. В собранный щёточный узел вставить коллектор якоря стартера можно с помощью специальной оправкой или с помощью инструментальной головки с наружным диаметром около 28 мм, имеющий сужение верхней части (это может быть головка на 22 мм из набора под квадрат 3/4). В случае их отсутствия установить щётки можно без этих приспособлений. Для этого необходимо извлечь щётки из щёткодержателей (см. выше), а вставить их вновь после установки якоря.

Покрываем смазкой ШРУС-4 (или аналогичной) шток тягового реле, зубья шестерён планетарного редуктора, якоря и вала привода.

Перед установкой привода, окунаем его в моторное масло и даём маслу стечь. Втулки, в которых вращаются валы якоря и привода, а также винтовые шлицы привода смазываем моторным маслом.

Перед установкой тягового реле надеваем на его шток чехол.

Чтобы убедиться в правильности сборки стартера, проверяем его работоспособность (см. «Стартер — проверка технического состояния»).