Электрооборудование – проверка технического состояния

Для поиска причин неисправности какого-либо из приборов электрооборудования сначала убедитесь в исправности его предохранителя и в надёжном контакте в разъёмах его цепи. Частая причина неработоспособности электрооборудования — окисление выводов соединительных колодок. В этом случае их необходимо тщательно зачистить. Особенно внимательно проверяйте места соединения отрицательных наконечников проводов электрооборудования с «массой» автомобиля. Нередко именно отсутствие надёжного контакта с «массой» приводит к нарушениям в работе электрооборудования.

Для поиска неисправностей электрооборудования следует использовать тестер — это комбинированный электроизмерительный прибор. Такие устройства бывают нескольких типов: аналоговые (со стрелочным индикатором), цифровые (с жидкокристаллическим дисплеем), универсальные (имеющие как стрелочный индикатор, так и жидкокристаллический дисплей). При ремонте автомобиля удобнее использовать цифровой прибор (или, как его еще называют, мультиметр). Он компактен и показывает точные значения независимо от своего положения в пространстве.

Для проверки обесточенных цепей мультиметр переводят в режим омметра. При измерении очень маленького сопротивления (в пределах нескольких Ом), необходимо ввести поправку — из полученного значения вычесть значения внутреннего сопротивления мультиметра, электрического сопротивления его проводов и щупов (обычно 0,06— 0,08 Ом). Чтобы точно определить эту поправку, следует переключить прибор в режим измерения маленьких величин сопротивлений (до 200 Ом) и замкнуть концы его щупов.

Для проверки цепей под напряжением мультиметр переключают в режим вольтметра (с пределом измерения до 20 В).

Кроме того, мультиметр позволяет измерять силу тока, потребляемого электрооборудованием автомобиля (как правило до 10 А).

Если необходимо определить только наличие или отсутствие напряжения на участке цепи без измерения величины, удобнее использовать специальный световой индикатор на 12 В…

…или контрольную лампу, которую можно изготовить самостоятельно (из автомобильной лампы мощностью не более 4 Вт, припаяв к ней два провода длиной не менее 50 см).

Порядок проверки технического состояния электроприборов автомобиля изложен в соответствующих разделах главы.

Большинство неисправностей электрооборудования связано с окислением контактов в колодках жгутов проводов, и для устранения неисправности достаточно зачистить выводы колодок и обработать их специальной токопроводящей смазкой (см. «Эксплуатационные и ремонтные материалы»).

Если не работает какой-либо осветительный прибор (например, блок-фара, указатель поворота, плафон освещения салона и так далее), в первую очередь стоит проверить, не перегорела ли лампа, а уже потом — электрические цепи.

Алгоритм проверки электрических цепей общий для всех электроприборов. Сначала проверьте предохранитель и реле неработающего прибора. Перегоревший предохранитель замените. Если при включении электроприбора предохранитель, защищающий его электрическую цепь, снова перегорает, в электропроводке есть короткое замыкание, которое необходимо срочно устранить.

Если вы не уверены в своих силах, для ремонта электрооборудования обратитесь на станцию технического обслуживания, так как неквалифицированный ремонт может привести к серьёзной поломке или к возгоранию электропроводки автомобиля.

Далее поиск и устранение неисправности сводится к прозвонке электрических цепей (см. «Схемы электрооборудования») и к поиску неисправных элементов (провода, выключатель, прибор), и замене или ремонту.