Рулевое управление — проверка технического состояния

Работу выполняем с помощником.

Последовательность выполнения

1. Убеждаемся, что рычаг фиксации рулевой колонки поднят вверх до упора. Пытаясь перемещать рулевое колесо в вертикальной плоскости и вдоль оси рулевого вала, проверяем надёжность крепления рулевой колонки механизмом фиксации. Если рулевая колонка перемещается, необходимо отрегулировать механизм фиксации или заменить рулевую колонку в сборе (см. «Выключатель (замок) зажигания — снятие и установка» и «Карданный шарнир рулевого вала – замена»).

2. Для проверки люфта в рулевом управлении поворачиваем рулевое колесо в положение, соответствующее движению прямо. На панель приборов укладываем шлицевую отвертку таким образом, чтобы её лезвие располагалось рядом с ободом рулевого колеса. Поворачивая рулевое колесо налево до начала поворота колёс (выбирая люфт), а затем направо и ориентируясь по лезвию отвёртки, проволокой, мелом или иным способом отмечаем эти положения на ободе. Люфт не должен превышать 10 мм при измерении по наружной части обода.

Увеличенный люфт свидетельствует о необходимости поиска и устранения неисправности. Как правило, в первую очередь изнашиваются шарнирные соединения – в них появляется люфт. Также, возможно, ослабло крепление рулевого механизма или необходима его регулировка (см. «Рулевой механизм — регулировка»).

3. Для проверки карданного шарнира рулевого вала кладем руку на шарнир. Помощник слегка покачивает рулевое колесо из стороны в сторону. При наличии люфта в шарнире во время покачивании рулевого колеса будут чувствоваться щелчки. Неисправный карданный шарнир заменяем (см. «Карданный шарнир рулевого вала -замена»).

4. Для проверки наконечника рулевой тяги кладём руку на место соединения рулевой тяги с поворотным кулаком так, чтобы ладонь касалась их одновременно. Помощник слегка покачивает рулевое колесо из стороны в сторону. При износе наконечника рулевой тяги будет ощущаться смещение поворотного рычага относительно тяги. Неисправный наконечник заменяем (см. «Наконечник рулевой тяги – замена»).

5. Проверяем затяжку контргайки наконечника рулевой тяги, при необходимости затягиваем её моментом 64 Н-м.

6. Осматриваем защитный чехол рулевой тяги. Трещин и разрывов быть не должно. Повреждённые чехлы заменяем (см. «Защитный чехол рулевой тяги — замена»).

7. Для проверки шарнира рулевой тяги нащупываем шарнир через чехол. Когда помощник покачивает рулевое колесо из стороны в сторону, на ощупь определяем люфт. При обнаружении люфта рулевую тягу необходимо заменить (см. «Рулевая тяга — замена»).

8. Повторяем проверку с другой стороны автомобиля. Неисправные наконечники и рулевые тяги заменяем (см. «Наконечник рулевой тяги — замена», «Рулевая тяга – замена»).

9. Проверяем затяжку гаек и болтов крепления рулевого механизма, при необходимости затягиваем их предписанным моментом (см. «Справочные данные»).

10. При покачивании рулевого колеса из стороны в сторону, прислушиваемся к работе рулевого механизма. Стук свидетельствует о необходимости регулировки рулевого механизма (см. «Рулевой механизм — регулировка»). Если рулевой механизм не удаётся отрегулировать, заменяем его в сборе (см. «Рулевой механизм — замена»).

11. Помощник запускает двигатель и вращает рулевое колесо сначала в одну сторону, затем — в другую. Прислушиваемся к работе насоса гидроусилителя рулевого управления. Насос должен работать ровно и тихо. При появлении посторонних звуков (скрежетов, скрипов) насос необходимо заменить (см. «Насос гидроусилителя рулевого управления — снятие и установка»). Если при поворачивании рулевое колесо немного подклинивает, необходимо прокачать систему гидроусилителя рулевого управления (см. «Система гидроусилителя рулевого управления — прокачка»).

12. Осматриваем шланги и трубопроводы системы гидроусилителя рулевого управления и их соединения. При наличии потёков заменяем уплотнения соединений или сами шланги и трубопроводы.

13. При работающем двигателе аккуратно открываем крышку бачка гидроусилителя рулевого управления: жидкость не должна вспениваться. Причиной вспенивания жидкости может быть попавший в систему воздух (систему необходимо прокачать, см. «Система гидроусилителя рулевого управления — прокачка») или слишком низкий уровень жидкости (см. «Рабочая жидкость в бачке гидроусилителя рулевого управления — проверка уровня»).