Система охлаждения — проверка технического состояния

При эксплуатации автомобиля оценивать состояние системы охлаждения можно по указателю температуры охлаждающей жидкости и уровню жидкости в расширительном бачке (см. «Охлаждающая жидкость в расширительном бачке — проверка уровня»). Понижение уровня охлаждающей жидкости может быть вызвано нарушением герметичности системы.

Если приходится регулярно доливать охлаждающую жидкость, следует проверить герметичность системы охлаждения.

Состояние насоса охлаждающей жидкости следует проверять при каждой замене ремня привода ГРМ (см. «Ремень привода ГРМ — замена»).

Последовательность выполнения

1. Убеждаемся в отсутствии течи жидкости из сливных отверстий радиатора и блока цилиндров двигателя 6, мест установки датчиков температуры 5, соединений резиновых шлангов системы охлаждения и их целостности 3, 4. Проверяем целостность корпуса расширительного бачка 2, радиатора двигателя 1.

Подтекание охлаждающей жидкости из-под шлангов можно попытаться устранить, заменив пружинные хомуты новыми или винтовыми. Подтягивая винтовые хомуты крепления шлангов, не перетяните их, т. к. они могут порезать шланги.

2. Под панелью приборов убеждаемся в отсутствии потёков охлаждающей жидкости из радиатора отопителя.

3. Убеждаемся в герметичности корпуса термостата.

4. Для проверки исправности термостата запускаем холодный двигатель. Температуру охлаждающей жидкости контролируем по указателю на щитке приборов, а циркуляцию жидкости — по малому и большому кругу на ощупь по изменению температуры шлангов и патрубков системы охлаждения.

Если система охлаждения двигателя исправна, то при температуре охлаждающей жидкости меньше 80 °С (стрелка указателя в начале шкалы) основной клапан термостата должен быть закрыт, а охлаждающая жидкость циркулировать по малому кругу.

В результате этого нижний шланг радиатора и сам радиатор будет заметно холоднее корпуса термостата, по которому циркулирует горячая охлаждающая жидкость. При повышении температуре охлаждающей жидкости около 80 °С (стрелка сместилась чуть выше половины шкалы) основной клапан термостата начинает открываться. В результате, постепенно нарастающий поток горячей жидкости начнет поступать в радиатор. При этом сначала радиатор, а затем нижний шланг радиатора начнут нагреваться.

При росте температуре свыше 90 °С (стрелка указателя сместилась на 2/3 от начала шкалы) основной клапан термостата откроется полностью и весь поток жидкости начнет циркулировать через радиатор.

В этом случае радиатор будет горячим в верхней зоне и немного холоднее в нижней.

5. Оставляем двигатель работать до срабатывания электровентилятора радиатора двигателя. При повышении температуры охлаждающей жидкости до значения, когда стрелка указателя температуры подойдёт к границе красной зоны, электровентилятор должен включиться, а после понижения температуры — автоматически выключиться.

Если электровентилятор вовремя не включился, а жидкость закипела, необходимо проверить исправность системы управления двигателем, исправность выключателя электровентилятора или исправность электродвигателя вентилятора.

Проверка датчика указателя температуры охлаждающей жидкости показана в разделе «Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости — проверка и замена».