Шатунно-поршневая группа — проверка, замена колец и вкладышей

Поршневые кольца заменяют при ремонте шатуннопоршневой группы, при их износе или повреждении. Также кольца заменяют при капитальном ремонте двигателя.

Для выполнения работы потребуются:

— микрометр с пределом измерений 75—100 мм;

– нутромер.

Снятие

1. Снимаем головку блока цилиндров (см. «Головка блока цилиндров — снятие и установка»).

2. Снимаем поддон картера двигателя (см. «Поддон картера — снятие, замена прокладки и установка»).

3. Снимаем Маслозаборник (см. «Маслозаборник — снятие и установка»).

4. Надев шкив и повернув коленчатый вал за болт крепления его шкива ключом на 19 мм, устанавливаем поршень первого цилиндра в нижнее положение.

5. Ключом на 12 мм отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна первого цилиндра.

6. Снимаем крышку шатуна.

7. Деревянным бруском или ручкой молотка выталкиваем поршень вверх.

8. Извлекаем поршень в сборе с шатуном из цилиндра.

9. На поршне маркером помечаем порядковый номер цилиндра, из которого он был вынут.

10. Аналогично извлекаем остальные четыре поршня.

Разборка и проверка

На шатунах имеется маркировка отверстия нижней головки диаметра нижней (см. табл. 8.1.4). Цифра нанесена одновременно на поверхности шатуна и её крышки.

Необходимость при сборке совместить части цифры исключает неправильную установку крышки, а также установку крышки не на свой шатун.

1. Извлекаем вкладыши из шатуна и его крышки.

2. Фиксируем поршень за шатун в тисках.

3. Слегка раздвинув замок кольца, снимаем верхнее компрессионное кольцо.

4. Аналогичным образом снимаем нижнее компрессионное кольцо.

5. Маслосъёмное кольцо — составное, снимаем верхний кольцевой диск маслосъёмного кольца…

…расширитель и нижний кольцевой диск маслосъёмного кольца.

6. Аналогично разбираем три других поршня.

7. Микрометром измеряем размер юбки поршня первого цилиндра.

При ремонте двигателя В20В измерения следует выполнять на расстоянии 15 мм от нижней кромки юбки поршня, а на двигателе B20Z — 20 мм.

8. Нутромером определяем износ стенок первого цилиндра.

Измерения выполняем в двух плоскостях — вдоль и поперек блока цилиндров.

Замеры повторяем в четырёх поясах (в верхней, в средней и в нижней частях цилиндра). Неравномерность износа цилиндров не должна превышать 0,05 мм.

9. Чтобы получить зазор между стенками поршня и цилиндра, из значения максимального размера диаметра цилиндра вычитаем размер юбки поршня.

10. Аналогичные измерения выполняем для других цилиндров.

Размеры поршня и цилиндра

Если износ стенок цилиндров не превышает допустимых значений, то, для того чтобы восстановить рекомендуемые зазоры между стенками цилиндров и поршнями, следует заменить поршни новыми. Если все размеры не превышают допустимые значения, достаточно заменить поршневые кольца.

1. Микрометром определяем овальность и конусность шатунной шейки коленчатого вала.

Конусность шейки коленчатого вала не более 0,04 мм, а допустимая овальность — 0,01. Если превышен любой из указанных допусков, необходимо заменить коленчатый вал. При замене шатунных вкладышей их необходимо подобрать под размеры соответствующих шеек коленчатого вала.

2. Определяем маркировку шатунных шеек коленчатого вала (маркировка выполнена буквой, выбитой на приливе коленчатого вала возле соответствующей шейки, на фото выделено рамкой).

На соседнем приливе коленчатого вала цифрой нанесена маркировка размера шейки коренного подшипника.

3. Подбираем размеры шатунных вкладышей в соответствии с маркировками диаметра шатунных шеек коленчатого вала и маркировками отверстий нижних головок шатунов (см. табл. 8.1.4).

Шатунные вкладыши по размеру разделены на группы, обозначенные цветом. Маркировка вкладышей выполнена краской определённого цвета, которая нанесена на их боковых кромках.

Таблица 8.1.3 Размеры поршня и цилиндра

Размер номинальный максимально допустимый
Диаметр юбки поршня, мм 83,98-83,99 83,97
Диаметр цилиндра, мм 84,00-84,02 84,07
Зазор между стенками цилиндра и поршнем, мм 0,01-0,04 0,05

Таблица 8.1.4 Таблица для подбора шатунных вкладышей

Маркировка нижних головок шатунов 1 2 3 4
Маркировка шатунных шеек коленчатого вала Маркировка шатунных вкладышей
А или I Красный Розовый Жёлтый Зелёный
Вили II Розовый Жёлтый Зелёный Коричневый
С или III Жёлтый Зелёный Коричневый Чёрный
В или III Зеленый Коричневый Чёрный Синий

Сборка

1. Тщательно очищаем поршень от нагара и отложений.

2. Осматриваем поршень, шатун и палец (трещины на них недопустимы).

3. Перед установкой новых колец набором щупов измеряем зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки, в которую кольцо будет установлено.

Если зазор превышает максимально допустимый, поршень подлежит замене.

4. Для подбора поршневых колец по тепловому зазору устанавливаем по очереди кольца в цилиндр блока на глубину 15-20 мм и набором плоских щупов определяем зазор в замке.

5. Надеваем кольца на поршень: начинаем с маслосъёмного кольца, затем нижнее компрессионное и в последнюю очередь верхнее компрессионное кольцо. При этом компрессионные кольца ориентируем заводской маркировкой вверх.

Верхние компрессионные кольца имеют фаску с верхней стороны внутренней кромки. Нижние компрессионные кольца двигателя В20В выпуска имеют скос наружной кромки. Кольца установлены широкой стороной вниз. На деталях двигателя B20Z, дополнительно выполнена кольцевая проточка снизу наружной кромки колец. При установке неоригинальных колец ориентируйте их так, как указано на упаковке.

Таблица 8.1.5 Допустимый тепловой зазор в замке поршневых колец

Наименование кольца Зазор, мм
номинальный максимально допустимый
Верхнее компрессионное кольцо 0,20-0,30 0,60
Нижнее компрессионное кольцо 0,40-0,55 0,70
Маслосъемное кольцо 0,20-0,50 0,70

6. Поворачиваем их замки так, чтобы они располагались под утлом 90° относительно друг друга (замок расширителя должен находиться развернутым на 90° относительно замка верхнего компрессионного кольца, замки дисков маслосъёмного кольца смещены относительно замка расширителя на 15° в противоположные стороны).

7. Наносим чистое моторное масло на стенки цилиндра…

…и наружную поверхность поршня.

8. Надеваем оправку на поршень и обжимаем ею кольца, периодически слегка постукивая ручкой молотка по оправке для самоустановки колец.

9. Вытираем насухо постели вкладышей в шатуне и крышке и устанавливаем в них вкладыши.

10. Покрываем чистым моторным маслом внутреннюю поверхность вкладышей.

11. Устанавливаем поршень в цилиндр блока.

Стрелка на днище поршня должна быть направлена в сторону шкива коленчатого вала. При этом надпись PNA на шейке шатуна также должна быть обращена в ту же сторону. Если условие не соблюдается, значит поршень на шатун был установлен неправильно.

12. Прижимая оправку к блоку и постукивая рукояткой молотка по днищу поршня, утапливаем поршень в цилиндр (при этом контролируя продвижение шатуна к шейке коленчатого вала).

13. Устанавливаем на шатун крышку (так, чтобы части цифры, обозначающей маркировку диаметра отверстия нижней головки, совпали см. выше) и затягиваем гайки крепления моментом 31 Н•м.

14. Другие три поршня собираем и устанавливаем аналогично.

15. Далее собираем двигатель в последовательности, обратной разборке.