Головка блока цилиндров — снятие и установка

Головку блока цилиндров можно снять в сборе с выпускным коллектором и впускным модулем. Головка в сборе тяжёлая, поэтому снимать её следует с помощником. Если головка блока цилиндров подлежит ремонту, то целесообразно максимально её облегчить, сняв выпускной коллектор ещё до демонтажа с блока цилиндров. Снимать впускной трубопровод удобнее с уже демонтированной головки.

Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада, а также новая прокладка головки блока цилиндров. Желательно иметь торцовый ключ с шарниром для отворачивания болта.

Снятие

1. Сливаем из двигателя охлаждающую жидкость (см. «Система охлаждения двигателя — замена жидкости»).

Если предстоит ремонт шатунно-поршневой группы, целесообразно сразу слить масло из картера двигателя. Если предполагается снятие головки в сборе с выпускным коллектором, то для удобства работы снимите дополнительный электровентилятор (см. «Дополнительный электровентилятор — снятие, разборка и установка»).

2. Отсоединяем приёмную трубу от выпускного коллектора и снимаем кронштейн крепления коллектора к блоку цилиндров (см. «Выпускной коллектор — снятие, замена прокладки и установка»).

3. Снимаем распределительные валы (см. «Распределительные валы — снятие и установка»).

4. Накидным ключом на 14 мм отворачиваем два болта верхнего крепления кронштейна насоса ГУР.

5. Торцовым ключом с шарниром или накидным ключом S-образной формы на 14 мм отворачиваем болт нижнего крепления кронштейна.

Доступ к болту нижнего крепления кронштейна насоса ГУР затруднён и он сильно затянут. Если его не удаётся отвернуть имеющимся инструментом, можно отвернуть четыре болта крепления компрессора кондиционера, отвести компрессор от двигателя кронштейна и вывесить его на шнуре. После этого болт можно будет отвернуть инструментальной головкой с воротком.

6. Снимаем кронштейн.

7. Пассатижами ослабляем и сдвигаем хомут по шлангу радиатора.

8. Отсоединяем верхний шланг радиатора от патрубка головки блока цилиндров.

9. Пассатижами ослабляем и сдвигаем хомут по шлангу крана отопителя.

10. Отсоединяем шланг крана отопителя от патрубка головки блока цилиндров.

11. Отсоединяем колодки от датчика температуры охлаждающей жидкости 1 и отдатчика указателя температуры охлаждающей жидкости 2.

12. Снимаем воздуховод корпуса дроссельной заслонки (см. «Воздуховод корпуса дроссельной заслонки — снятие и установка»).

13. Отсоединяем тяги, колодки жгута провод и шланги от дроссельного узла (см. «Корпус дроссельной заслонки — снятие, разборка, очистка и установка»).

14. Отсоединяем колодки жгута проводов от четырёх форсунок и датчика температуры воздуха (см. «Форсунки — проверка и замена» и «Датчик температуры поступающего в цилиндры воздуха — проверка и замена»).

15. Отсоединяем воздушный и топливный шланги от регулятора давления топлива (см. «Регулятор давления топлива — замена»).

16. Отсоединяем топливопровод от топливной рампы (см. «Топливная рампа — снятие, разборка сборка и установка»).

17. Отсоединяем шланг системы охлаждения и жгут проводов от патрубка впускного трубопровода и отворачиваем два болта крепления впускного трубопровода к кронштейну (см. «Впускной трубопровод — снятие, замена прокладки и установка»).

18. Равномерно, в 2—3 приема, торцовым ключом на 14 мм, ослабляем затяжку десяти болтов крепления головки блока цилиндров, соблюдая последовательность, указанную цифрами на фото.

19. Отворачиваем и снимаем болты крепления головки блока цилиндров.

20. Снимаем головку с блока цилиндров.

21. Снимаем прокладку головки блока цилиндров.

22. Извлекаем две направляющие втулки из посадочных отверстий в блоке цилиндров, чтобы не потерять.

Установка

1. Очищаем привалочную плоскость головки и блока цилиндров от грязи и отложений ножом и ветошью, смоченной керосином или дизельным топливом.

2. Удаляем из резьбовых отверстий блока цилиндров (под болты крепления головки блока) остатки масла и охлаждающей жидкости.

3. Протираем чистой тканью привалочные плоскости головки и блока цилиндров, обезжириваем их растворителем.

При установке головки блока цилиндров всегда используйте новую прокладку. Попадание масла на поверхность прокладки недопустимо.

4. Устанавливаем направляющие втулки головки в посадочные места блока цилиндров. Укладываем на блок цилиндров прокладку, при этом направляющие втулки должны войти в соответствующие отверстия прокладки.

5. Устанавливаем головку на блок цилиндров. Слегка перемещая головку из стороны в сторону, добиваемся, чтобы направляющие втулки вошли в соответствующие углубления головки.

Для крепления головки блока цилиндров следует использовать новые болты. Если ранее головку блока цилиндров уже снимали (или если есть сомнения в том, что двигатель не ремонтировали), то старые болты необходимо заменить новыми.

6. Устанавливаем в отверстия головки блока цилиндров болты её крепления.

7. Соблюдая очередность, указанную на фото, динамометрическим ключом затягиваем болты крепления головки в два приёма — сначала моментом 22 Н-м, затем 85 Н-м.

8. Дальнейшую сборку двигателя выполняем в последовательности, обратной разборке.