Двигатель и его системы

На автомобиле установлен бензиновый, четырёхтактный, четырёхцилиндровый, рядный, шестнадцатиклапанный двигатель с жидкостным охлаждением.

В головке блока цилиндров установлено два распределительных вала: передний для выпускных клапанов, задний — для впускных.

Привод распределительных валов и насоса охлаждающей жидкости осуществляется зубчатым ремнём от зубчатого шкива, установленного на коленчатом вале двигателя. Натяжение ремня и направление его движения по шкивам осуществляется натяжным роликом. Кулачки распределительных валов воздействуют на клапаны через коромысла с регулировочными винтами. В процессе эксплуатации требуется регулярная проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов.

Генератор, насос ГУР и компрессор кондиционера приводятся в действие поликлиновыми ремнями от шкива коленчатого вала двигателя.

Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком.

В системе охлаждения двигателя используются специальные жидкости на основе смеси воды с этиленгликолем. У них пониженная температура замерзания и высокая температура кипения. Кроме того, благодаря комплексу добавляемых в них присадок охлаждающая жидкость препятствует коррозии стенок каналов, не вспенивается, продлевает срок службы сальника насоса охлаждающей жидкости.

Циркуляцию жидкости в системе обеспечивает центробежный насос, установленный на задней стенке блока цилиндров. Привод насоса осуществляется зубчатым ремнём привода ГРМ.

В зависимости от температуры двигателя жидкость в системе охлаждения может циркулировать как по малому, так и по большому кругу. Управляет направлением потока жидкости в системе охлаждения двигателя термостат. Он имеет два клапана — основной и перепускной (дополнительный). Основной клапан управляет циркуляцией жидкости по большому кругу, а перепускной — по малому. Клапаны связаны между собой: когда один открывается, второй закрывается, и наоборот.

На холодном двигателе перепускной клапан термостата открыт, и жидкость циркулирует по малому кругу через блок цилиндров, головку блока цилиндров, узел дроссельной заслонки и радиатор отопителя (если кран радиатора отопителя открыт).

При температуре около 80 °С основной клапан термостата начинает открываться, а перепускной закрываться, и некоторое время жидкость циркулирует по малому и большому кругу одновременно. При температуре 90 °С и выше основной клапан термостата открыт полностью, а перепускной закрыт и весь поток жидкости проходит через радиатор двигателя, где охлаждается набегающим потоком воздуха. При недостаточно интенсивном воздушном потоке, охлаждение радиатора производится электровентилятором. Он установлен за радиатором двигателя и начинает работать при срабатывании выключателя, установленного в крышку термостата либо по сигналу электронного блока управления двигателем.

Автомобиль с климатической установкой (кондиционером) укомплектован дополнительным электровентилятором. Он автоматически начинает работать при включении кондиционера, а также по команде ЭБУ системы управления двигателем при перегреве охлаждающей жидкости.

Для компенсации теплового расширения жидкости в системе охлаждения установлен расширительный бачок. В крышке заливной горловины радиатора размещены впускной и выпускной (избыточный) предохранительные клапаны, что позволяет поддерживать оптимальное давление в системе при нагреве жидкости, а также компенсировать разрежение при её остывании. Давление срабатывания избыточного клапана выбито на крышке.

Система питания автомобиля предназначена для хранения запаса топлива, очистки топлива и воздуха от посторонних примесей, для подачи воздуха и топлива в цилиндры двигателя.

Воздух, поступающий в цилиндры двигателя, очищается от пыли воздушным фильтром. Воздушный фильтр установлен в моторном отсеке. Фильтрующий элемент фильтра — сменный, выполнен из специальной бумаги. Для замены фильтрующего элемента крышка фильтра выполнена съёмной. Очищенный воздух по воздуховоду проходит к дроссельной заслонке. На воздуховоде установлен ресивер для снижения шума впуска.

Дроссельная заслонка регулирует количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. При вод заслонки от педали газа тросовый. На автомобилях с АКП сектор привода дроссельной заслонки соединен дополнительным тросом с коробкой передач. Этот трос обеспечивает переключение АКП в режим kick-down. Заслонка вращается на оси в корпусе (патрубке). В корпусе выполнены каналы в обход дроссельной заслонки. Поступление воздуха через один канал регулируется винтом с коническим концом. Поступление воздуха по второму каналу изменяется регулятором холостого хода. Поступление воздуха через третий канал регулируется термоклапаном повышенных оборотов холостого хода с биметаллическим элементом. Через полость клапана и через канал в нижней части корпуса дроссельной заслонки циркулирует охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя. Циркуляция разогретой охлаждающей жидкости подогревает снизу корпус дроссельной заслонки, препятствуя образованию наледи на внутренних поверхностях корпуса в зимний период. В корпус вмонтированы патрубки для соединения с адсорбером и системой охлаждения двигателя.

На корпус дроссельной заслонки установлены датчики положения дроссельной заслонки и абсолютного давления воздуха в ресивере, а также регулятор холостого хода. На часть автомобилей охлаждающая жидкость подводится к регулятору холостого хода для его подогрева. Корпус дроссельной заслонки с установленными на нём датчиками образует так называемый дроссельный узел.

Воздух к впускным клапанам цилиндров двигателя подводится через ресивер и впускной трубопровод.

Топливный бак — стальной, подвешен к днищу автомобиля на двух хомутах. В нижней части бака выполнено сливное отверстие, закрытое резьбовой пробкой. Топливо из бака подаётся электрическим топливным насосом погружного типа. Насос установлен в топливный бак. Для доступа к нему под подушкой заднего сиденья в днище автомобиля выполнен люк с крышкой.

Топливный насос объединён с датчиком указателя уровня топлива в единый узел — топливный модуль (часто называемый — элекгробензонасосом). Насос под давлением подаёт топливо из бака через топливный фильтр в топливную рампу. На входном патрубке топливного насоса установлен сетчатый фильтр, задерживающий небольшие твёрдые частички мусора, попавшие в топливный бак вместе с бензином. Насос включается по команде ЭБУ системы управления двигателем.

От насоса бензин поступает в топливопровод и далее в топливный фильтр, где подвергается более тщательной очистке.

Топливный фильтр — бумажный, установлен в металлическом неразборном корпусе. Очищенное топливо из фильтров поступает по топливопроводу в топливную рампу.

Топливная рампа удерживает четыре форсунки и подводит к ним топливо. Соединение рампы с форсунками уплотнено резиновыми кольцами. На топливной рампе установлен регулятор давления топлива.

Регулятор давления топлива — перепускной клапан, который поддерживает в системе (топливопроводе) рабочее давление, необходимое для правильной работы системы впрыска. Избыточное количество топлива возвращается в бак по сливному топливопроводу.

Автомобиль оборудован системой улавливания паров топлива — надтопливное пространство бака связано не с атмосферой, а с адсорбером. Адсорбер — это ёмкость, где пары бензина поглощаются активированным углём. При работе двигателя ЭБУ подаёт сигнал открытия клапана продувки адсорбера и пары бензина всасываются в ресивер впускного трубопровода. На автомобилях ранних выпусков клапан продувки отсутствовал и адсорбер был соединён с ресивером напрямую.

Предохранительный (двухходовой) клапан, встроенный в крышку заливной трубы топливного бака, препятствует образованию избыточного давления паров топл ива в баке, а также возникновению там разрежения, вызванного расходом топлива.